Девочки, бросаю информацию, может кому интересно, это курсы, которые периодически появляются на факультете психологии МГУ. Все координаты есть.
Общеобразовательная программа
«Психология мелких домашних животных»
Руководитель программы. Научный сотрудник факультета психологии МГУ Никольская Анастасия Всеволодовна.
Контакты: Тел. 8-985-773-55-14, электронная почта:
tonokazutoya@bk.ru
Цель программы. Приобретение знаний психологии собак и кошек, которые могут быть использованы для выявления отклонений в их поведении, дрессировки, формирования адаптивного поведения, установления адекватных взаимоотношений с ними. Программа может быть полезна ветеринарам, кинологам, фелинологам, заводчикам и обычным владельцам собак и кошек.
Преподаватели. А.В. Никольская, Н.А. Ульянова, ведущий специалист-психолог ГОУ «Ковчег», специалист по анималотерапии.
Слушатели программы. Все желающие.
Выдаваемый документ. Сертификат факультета психологии МГУ о прохождении обучения по программе «Психологии мелких домашних животных».
Сроки обучения. Объем программы – 72 ак. часа. Продолжительность обучения – 2 месяца. Занятия проводятся 2 раза в неделю с 18.00 до 21.40. Возможны занятия по субботам. Начало занятий по мере комплектования группы.
Оплата. Стоимость обучения составляет 16000 рублей.
Условия приема. По результатам собеседования.
Прием документов. Факультет психологии МГУ: ул. Б. Никитская, д. 4, комн. 2.3.03. Тел. 629-48-09. Сроки приема документов и заключения договоров устанавливаются по согласованию с руководителем программы по мере комплектования группы.
Перечень документов. Паспорт.
Учебный план.
Разделы Всего часов В том числе
Лекции Практические занятия
Животные и современное общество 8 8 —
Особенности психики собак и кошек 6 6 —
Проблемы содержания собак и кошек 4 2 2
Отклонения поведения у собак и кошек, вызванные личностными особенностями или неопытностью их владельцев 12 10 2
Расстройства поведения и психики у собак и кошек 20 20 —
Коррекция поведения собак и кошек 8 4 4
Психологические аспекты взаимоотношений детей и животных 8 8 —
Безнадзорные животные в городе: подходы к решению проблемы 2 2 —
Консультация 4 4 —
Итого: 72 64 8
Итоговая аттестация. Зачет по программе обучения.
Учебная программа
«Психология мелких домашних животных»
Раздел 1. Животные и современное общество.
Тема 1. Формирование современных взглядов на животных-компаньонов.
1.1. Формирование общественных взглядов на людей, страдающих психическими расстройствами. Экономические и культурные предпосылки современных взглядов на «безумие».
1.2. Экономические и культурные предпосылки формирования общественных взглядов на животных, проявляющих аномальное поведение.
Тема 2. Влияние современной культурной и урбанизированной среды на отношение к животным.
2.1. Влияние новой среды обитания и способов жизни на поведение и психику животных.
2.2. Нормативные требования к режиму питания, отправления, спаривания.
2.3. Влияние скорости изменений в среде обитания на животных.
2.4. Обеспечение максимального комфорта животного.
2.5. Изменение видотипичных способов коммуникации у животных.
2.6. Особенности семейной иерархии и их влияние на поведение животных.
Тема 3. Правовые аспекты содержания животных в г. Москве.
3.1. Ответственность заводчика.
3.2. Ответственность владельца.
3.3. Закон о содержании домашних животных в г. Москве.
Раздел 2. Особенности психики собак и кошек.
Тема 1. Роль зоопсихолога в воспитании и содержании животных, приспособленных к условиям урбанизированной среды.
Тема 2. Поведение собаки.
2.1. Поведенческое развитие, групповое поведение и коммуникация у собак. 2.2. Методы обучения и дрессировки собак.
2.3. Агрессия у собак.
Тема 3. Поведение кошки.
3.1. Поведенческое развитие и коммуникация у кошек.
3.2. Агрессия у кошек.
Раздел 3. Проблемы содержания собак и кошек.
1. Сензитивные периоды у животных.
2. Описание сензитивных периодов и факторов, влияющих на развитие животных в этих периодах.
3. Влияние протекания онтогенеза в сензитивных периодах на способность к обучению.
Раздел 4. Отклонения поведения у собак и кошек, вызванные личностными особенностями или неопытностью владельцев.
1. Агрессия у животных.
2. Фрустрация породных поведенческих признаков. Поведение с целью привлечения внимания.
3. Имплицитные мотивы заведения собак. Первичные тревоги владельцев.
4. Структура взаимодействия человека и животных в семье, ролевые ожидания и ролевые конфликты.
Раздел 5. Расстройства поведения и психики у собак и кошек.
Тема 1. Обоснование клинико-психологического подхода к анализу расстройств поведения у животных.
1.1. О едином механизме воздействия психотропных препаратов на поведение животных и человека. Психопатологические проявления у животных у контексте нозоцентрического подхода.
1.2. Сравнительный анализ сензитивных периодов онтогенеза человека и животных.
Тема 2. Типология поведенческих расстройств у мелких домашних животных.
2.1. Органические поражения ЦНС: неврологические, онкологические, сосудистые. Эпилепсия, минимальная мозговая дисфункция, проявляющаяся, в гиперактивности.
2.2. Неврозы: фобии, страх одиночества, обсессивно-компульсивное расстройство, тревожное расстройство у собак. Депрессия.
2.3. Характерологические расстройства (возбудимого, истерического, ананкастического, паранойяльного типа). Эндогенное психическое расстройство у собак.
Тема 3. Критерии дифференциальной диагностики.
3.1. Этапы дифференциальной диагностики. Диагностика в рамках клинического подхода. Диагностика в структуре отношений животного с владельцами.
3.2. Дифференциальная диагностика органических расстройств ЦНС, эпилепсии, депрессии, гиперактивности, вызванной минимальной мозговой дисфункцией.
3.3. Дифференциальная диагностика неврозов. Дифференциальная диагностика характерологических расстройств и эндогенного психического расстройства.
Тема 4. Психосоматические расстройства у мелких домашних животных.
1. Что такое психосоматическая медицина.
2. Психология телесности.
3. Возможность применения психосоматического подхода по отношению к животным. Примеры.
Раздел 6. Коррекция поведения мелких домашних животных.
Тема 1. Коррекция отклоняющегося поведения мелких домашних животных.
1. Коррекция поведения домашних животных в зарубежной практике. Коррекция поведения при неврозах, депрессии, гиперактивности.
2. Коррекция поведения домашних животных в отечественной психологии. Учет раннего онтогенеза, роли семьи, актуальной ситуации развития.
Тема 2. Роль комплайенса в работе с владельцами животных.
Раздел 7. Психологические аспекты взаимодействия детей с животными.
1. Проблемы при взаимодействии детей с животными, ошибки родителей.
2. Зарубежные программы, способствующие решению проблемы комфортного взаимодействия детей с животными.
3. Понятие об анималотерапии.
4. Ненаправленная анималотерапия с мелкими домашними животными в семье.
Раздел 8. Безнадзорные животные в городе: подходы к решению проблемы.
1. Решение проблемы безнадзорных животных московскими властями.
2. Решение проблемы безнадзорных животных за рубежом.
3. Исследования по выявлению причин агрессии безнадзорных собак по отношению к людям.
Консультации для слушателей по проблемам со своими домашними животными.
Литература:
1. Андреева Г.М Социальная психология, М.: Изд-во МГУ, 2005.
2. Вагнер В. Биологические основания сравнительной психологии. СПб; М., 1913.
3. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. — М., 1993.
4. Зейгарник Б.В. . Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 2005.
5. Поведение животных и человека: сходство и различия. Сборник научных трудов. М., 1989.
6. Аскью Г. Проблемы поведения собак и кошек. М.: Аквариум, 2002.
7. Каплан Г., Сэддок Б. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 2002.
8. Оверолл К. Клинические методы коррекции поведения собак и кошек. М.: Софион, 2005.
9. Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975.
10. Wilson D. Behavioral Problems in Your Dog. London: Lansdowne Publishing, 2001.