Прощеное воскресенье - Воскресенье на масленичной неделе.
В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими.
Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным Воскресеньем.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Поэтому этот день известен как прощеное воскресенье.
Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.
Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.
Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день пред Великим Постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники Египетские собирались в последний день Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно возвращались в монастырь.
И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни Сырной недели, по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение Сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем Богослужении, в знак примирения и освящения, постановлено Церковью для верующих лобызать священные изображения Бога и святых.
Начинаю Петра понимать, Когда он у Иисуса спросил: «Сколько можно прощать и прощать, Когда нет уже больше сил?» Когда все начинается вновь, Как рассвет сменяет закат. И кипит от обиды кровь, Разум грозно твердит: «Виноват!» Когда слезы струятся рекой, И так дальше не хочется жить… Но Иисус – Учитель благой Мне опять говорит: простить. Я склоняюсь у ног Христа: «Дай мне силы прощать и любить, Изменяй сначала меня, Чтоб смогла обиды забыть».
Когда же мне сходить, Поставить в Церкви свечи; И помолиться там За прошлые грехи; У Батюшки спросить: Как жить на этом свете? И как на свете том Спокойствие найти? Обиды позабыть; И где найти терпенье На хамство, хамство вновь Не возвращать назад? Как видно без грехов Нельзя остаться вовсе; И всё-таки стремлюсь Поменее грешить. От тяжести Душа О покаяньи просит, Наверное, тогда: Мне станет легче жить.
Просить прощенья в воскресенье Так на Руси заведено. Простите нас, коль согрешили, А мы простили вас давно.
|